На этой странице будет дана краткая информация о самых выдающихся художниках Европы в наиболее характерных направлениях живописи разных эпох.  Представлены  презентации их картин.

 

 Чтобы научиться понимать искусство и по-настоящему им наслаждаться, одного чтения не достаточно: надо видеть произведения, и не только репродукции. но и подлинники-в музеях и на выставках.                                                                          

 

 

 

           РЕНЕССАНС (ВОЗРОЖДЕНИЕ)

 

  

                             Подражание античности дало основание назвать  период -15-16вв.- РЕНЕССАНСОМ, или, по-русски, ВОЗРОЖДЕНИЕМ; имелось в виду возрождение античности. Само собой разумеется, искусство Ренессанса совсем не ограничевалось следованием античным образцам, по существу это было новое искусство.

      Итальянское  Возрождение   делят на два этапа: 15в. называют

р а н н и м  В о з р о ж д е н и е м , а 16в., точнее его первую треть,-В ы с о к и м  В о з р о ж д е н и е м.

      Эпоха  Возрождения обновила искусство живописи. Живописцы обратились к природе. Они научились верно передавать  пространство, свет и тень, естественные позы, разнообразные человеческие чувства. Именно раннее Возрождение было временем накопления этих навыков и знаний. Картины той поры проникнуты светлым и приподнятым настроением. Задний план часто написан в светлых тонах,а строения и природные мотивы очерчены резкими линиями; преобладают чистые цвета. С наивным прилежанием изображены все подробности события , персонажи чаще всего выстроены в ряд и отделены от фона чёткими контурами. Живопись  раннего возрождения только стремилась к совершенству, однако, как ни странно, её искания, её искренность нередко трогают больше , чем достигшее совершенства искусство Высокого Возрождения.

 

         Первым мастером живописи раннего Возрождения считается проживший всего 28 лет Мазачо (1401-1429). В его фресках во Флоренции достигнута невиданная ранее сила выражения человеческих чувств . Тёмный и глубокий колорит отличает его живопись. Люди на фресках МАЗАЧЧО гораздо более плотные и мощные, чем на картинах готической поры; округлость человеческих тел кажется осязаемой.

             Живопись раннего Возрождения достигла своей вершины в творчестве Сандро Боттичелли (1447-1510). Этот автор, прславившийся изображениями нежных мадонн, стал любимцем  Медичи. Среди заказанных ему картин на сюжеты из античной мифологии особенно известны две:»Примавера» («Весна») и «Рождение Венеры»- богини любви и красоты. В этих проникнутых поэтическим настроением картинах много грации, плавного движения, прекрасных и одухотворённых лиц. 

 

             Типичные картины Высокого Возрождения строго уравновешены по построению. Персонажи часто объединены в группы, напоминающие пирамиду; пейзаж,  словно утопающий в синей дали, служит для них фоном или виднеется из окна. На портретах того времени запечатлены люди Возрождения - волевые,  спокойные,  прямодушные.

             В период Высокого Возрождения в Италии работали три великих мастера, чьё творчество отражает во всей полноте эту замечательную эпоху. Это ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ, МИКЕЛАНДЖЕЛО и РАФАЭЛЬ.

 

  Круг интересов Леонардо да Винчи(1452-1519) охватывал почти все известные науки, а также литературу и музыку.Он во многом опережал своё время,например, он пробовал сконструировать летательный аппарат, одним из первых он прибёг в научных целях к анатомированию организма человека.

     Леонардо работал преимущественно при дворе герцога миланского в качестве инженера, архитектора и художника. Многогранность его интересов оставляла, к сожалению, мало времени для художественных занятий.

    Самая известная картина Леонардо « Мона Лиза»(или «Джоконда»)-это, вероятно, портрет молодой жены флорентийского купца Джокондо; её таинственная улыбка до наших дней продолжает завораживать любителей искусства. Неповторимое обаяние картинам Леонардо придаёт особая туманная дымка(«сфумато»),окутывающая людей и предметы.

    

     Микеланджело (1475-1564) был самой могучей личностью среди художников Ренессанса. Титанический размах творческой мысли диктовал ему колоссальные замыслы, которые он не успевал завершить. Единственная его законченная большая работа-роспись потолка Сикстинской капеллы в Ватиканском дворце. Под этим  потолком Микеланжело провёл долгих четыре года, работая в неудобной позе. Он изобразил библейскую легенду о сотворении мира вплоть до всемирного потопа. Фигуры в его росписях необычайно мощные и мускулистые; своей рельефностью они напоминают раскрашенные скульптуры. В этом, очевидно,сказалось, что Микеланджело был также великий скульптор. И скульптором прежде всего он считал себя сам. Его готовый к схватке Давид, мраморная статуя высотой 5,5метра могуч и даже грозен.

 

     Третий великий мастер Высокого Возрождения Рафаэль(1483-1520)не был не столь разносторонним, как Леонардо, ни таким могучим, как Микеланджело, но именно он наиболее полно воплотил в своих творениях идеалы Высокого Возрождения. Он изображал цельных и гармоничных людей в мирной и ясной обстановке , фоном служили  красивые пейзажи или величественная архитектура. Таковы его мадонны –небесно прекрасные ,и вместес тем земные , таковы и персонажи его больших многофигурных фресок, украшающих частные комнаты Ватиканского дворца.

  Самая известная картина Рафаэля –«Сикстинская мадонна»: в золотистом сиянии легко ступает по облакам молодая мать с ребёнком на руках ; в этом образе жизненная правда и естественность сочетаются  с идеальным совершенством.

 

       Венецианец Тициан (1477-1576) на протижении своей долгой , почти столетней жизни внёс замечательный вклад  во все жанры живописи  того времени. Его алтарные картины праздничны , величественны в тоже время их персонажи поражают своей осязаемой жизненностью. В портретах он мастерски передавал характер человека , его общественное положение , его величие и достоинство. Тициана высоко ценили при европейских дворах. Благодаря его портретам мы знаем, как выглядели многие властители и выдающиеся люди той поры. Тициан был великим колористом- краски его картин излучают живое тепло , лёгкое и порывистое движение его кисти по поверхности холста было новым для той эпохи.

 

 

        Подъём в развитии искусства Нидерландов, Франции и Германии(15-16вв.)называют северным Возрождением.

         Основателями нидерландской школы 15в. Были братья Ян ван Эйк(1380-1441) и Хуберт ван Эйк.В городе Генте , в современной Бельгии, находится Гентский алтарь , созданный совместно обоими братьями. В этом произведении проявилось новое видение мира и новые способности его изображения. Если раскрыть створки алтаря , то перед нашими глезами предстанет 12 картин. Они представляют обширный пейзаж с виднеющимися вдали городами и замками, с горами и долами, покрытыми разнообразной растительностью; толпы людей с разных сторон направляются к источнику в центре переднего плана. Рассматривая эти картины, обнаруживаешь всё новые и новые подробности. Они написаны удивительно тонко и точно, их чистые, сверкающие краски и филигранная проработка деталей обязаны своим появлением искусному использованию масляной техники.

      Вполне можно отнести к Возрождению нидерландских художников , работавших в 16в.  Величайшим среди них был Питер Брейгель Старший(1525-1569). Он писал достоверные сцены из крестьянской жизни. Даже библейские сюжеты он помещал в деревенскую обстановку Нидерландов того времени. Картины Брейгеля построены так, что зритель, глядя на них, чувствует себя словно бы стоящим на возвышении. Оттуда,с высоты, он созерцает события , изображённяе на картине. Он видит многолюдные празднества, детские игры и т.п.; это сотни маленьких и чуть неуклюжих фигурок, занятых  разнообразными делами.

   Брейгель был одним из первых подлинных мастеров пейзажной живописи. Однако он всегда соединял природу с человеком. Прекрасна его картина «Охотники на снегу»- из серии картин « Времена года». Кипит трудовая жизнь . конькобежцы кружатся на льду пруда , над сине-белым простором  парит одинокая сорока.

 

     Ренессанс в Германии не принёс с собой такого чувства освобождения, как это было в Италии. Тем не менее ни одна другая эпоха не видела такого расцвета немецкой живописи, как Ренессанс.

    Величайшим немецким художником был Альбрехт Дюрер (1471-1528). Он был непревзойдённый рисовальщик и график. Его гравюры. В том числе и на религиозные сюжеты, глюбоки по мысли и человечны. Животные и растения на его акварелях словно живые. В живописи ему лучше всего удавались портреты. Особенно серьёзные и простые автопортреты.

 

     Множество запоминающихся портретов и алтарных картин создал Лукас Кранах Старший (1472-1559). Писал он картины и на мифологические сюжеты; яркие и изысканные , они часто представляют обнажённые женские фигуры , неуверенно стоящие и причудливо вытянутые, но пленяющие своей странной грацией. У них характерные округлые лица и чуть раскосые глаза, по которым  картины Кранаха Старшего легко узнать.

 

    Во Франции наиболее полно выраженный ренессансный характер имело творчество отца и сына Жана Клуэ (1485-1541) и Франсуа Клуэ (1522-1572), оба они были придворными художниками. Отец служил при Франциске1 и написал великолепный портрет этого короля. Величественный и самодовольный , в свём широком шёлковом одеянии, расшитом золотом, он кажется истинным воплощением человека эпохи Ренессанса

     Открытия, совершённые в эпоху Возрождения в области духовной культуры и искусства, имели огромное историческое значение для развития европейского искусства последующих веков. Интерес к ним сохраняется и в наше время.

 

 

 

                                                                                          

                                                     БАРОККO.

 

  В конце 16в. В Италии возник новый стиль - БАРОККО. Это название проще всего объяснить с помощь слова «необычное». Яркость чувств, порывистость, страстность этого искусства, его преувеличения и излишества полны неожиданностей и поражают зрителя. Искусство барокко получило особый размах там, где господствовала католическая вера или о его распространении заботились властители. В конце концов барокко покорило почти всю Европу и, благодаря испанцам, достигло Америки, где его до сих пор называют « испанским стилем».

  Живопись барокко зародилась в Италии. На протяжении 17в. стены Итальянских дворцов и церквей покрывались многочисленными росписями в стиле барокко. Стенные росписи на античные сюжеты, выполненные работавшим в Болонье и Риме семейством КАРРАЧЧИ, стали образцом для произведений этого рода на долгие десятилетия.

      Ярким своеобразием отличается искусство МИКЕЛАНДЖЕЛО да КАРАВАДЖО (1573-1610). Этот живописец, выходец из простонародья, стремился только к правде-какой бы некрасивой или даже пошлой она ни была. Хотя на его картинах изображены большой частью религиозные сюжеты, их действующие лица- простые люди из народа. Место действия тоже взято из реальной жизни. Особое внимание художник уделял изображению материальности вещей и передачи освещения. События в его картинах разыгрываются обычно в полутьме, прорезанной наискось снопом света- такое освещение называют подвальным. Этот выразительный и драматический приём переняли многие живописцы 17в. У Караваджо появилось много последователей среди иностранных художников, работавших в Риме, и они разнесли его манеру-т.н. караваджизм- по другим странам Европы. 

     Дух глубокой серьёзности, иногда с некоторым  оттенком фанатизма , царил в испанской живописи эпохи барокко. Там писали по преимуществу картины для церквей и портреты. Испанские художники предпочитали тёмные коричневатые тона и «подвальное освещение», которые придавали необходимое напряжение к чудесным легендам из жизни святых, и правдивым портретам.

      Первым по времени и своеобразнейшим из мастеров испанского барокко был живописец греческого происхождения, который известен всему миру как ЭЛЬ ГРЕКО(т.е. по-испански «грек», 1541-1614). Будучи иноземцем, который принёс с собою память о своей родине и черты маньеризма из Италии, где он учился, этот гениальный художник сумел быть более испанским, нежели сами испанцы. На его картинах лежит тот отпечаток, который оставили в испанской душе католицизм и страх перед инквизицией. Человеческие фигуры в картинах Эль Греко сильно вытянуты, с худыми измождёнными лицами, в религиозном экстазе они обращают свои взоры к сумрачным небесам.

     ДИЕГО ВЕЛАСКЕС (1599-1660) один из самых известных испанских художников всех времён, автор портретов, замечательных своей правдивостью и глубоким знанием человеческой души. Когда молодой испанский король увидел работы молодого Веласкеса, он пожелал, чтобы впредь его портретировал только Веласкес. Так на долю художника выпало всю жизнь писать портреты королевской семьи, придворных, королевских карликов и шутов, хотя начинал он с того, что писал простых людей и предметы повседневного обихода. Однако, будучи придворным художником, он навсегда сохранил простоту и естественность. С поразительным мастерством передаёт художник освещение и атмосферу, материальность предметов.Иногда кажется, что мы видим как в снопах света, проникающих в полутёмные помещения, играют и переливаются золотистые пылинки.

     На рубеже 16-17вв. в Нидерландах произошли большие политические перемены: северная часть страны, Голандия, стала независимой, тогда как южная, Фландрия, осталась под властью католической Испании. С этого момента искусство этих стран пошло разными путями. Во Фландрии это было стремящееся к пышности придворное барокко, голландская живопись развивалась в направлении большей простоты, интимности, правды.

       Величайшим мастером фламандской живописи (т.е. живописи Фландрии), который с необычайной полнотой воплотил в своём творчестве идеалы барокко, был ПЕТЕР ПАУЛЬ РУБЕНС (1577-1640). Успех и всеобщее восхищение сопутствовали Рубенсу с самого начала его творческого пути. Он был завален заказами, в том числе и заграничными, до такой степени, что должен был привлекать к работе над картинами многочисленных помощников и учеников. Десятками выходили из его мастерской большие картины на мифологические и другие сюжеты. Даже религиозные картины Рубенс наполнял невиданной прежде силой и страстью. В мифологических картинах художник прославлял радости полнокровной земной жизни; в них всё охвачено порывом, движением, всё исполнено цветущей силы и ликования, везде горячие пылающие краски, роскошные одежды и сверкающие украшения, мощные смуглые мужчины и светлокожие русые женщины, толстые детишки, шаловливые нимфы и фавны. Современному зрителю это переливающееся через край изобилее  может показаться даже немного чуждым, однако портреты Рубенса и сегодня никого не оставят равнодушным.  Особенно это относится к портретам второй жены художника Елены Фурман, согретых огромным человеческим теплом.

      Голландская живопись пережила в 17в. необычайный расцвет- вместе  со своей страной. Хотя в голландской живописи 17в. заметны черты барокко, она оставалась сдержанной и насквозь реалистичной, правдивой.

     ЯН ВЕРМЕР ДЕЛЬФСКИЙ (1632-1675) изображал женщин на кухне, за плетением кружев, за чтением письма, вообще - за обычными повседневными делами. В его интимных картинах действие происходит в комнате, куда через окно попадает мягкий свет, заставляя сверкать нитку жемчуга, светлый локон или шляпку гвоздя в спинке стула. Излюбленные цвета Вермера – небесно-голубой, лимонно-желтый и белый.

     РЕМБРАНДТ (1606-1669)- один из величайших живописцев всех времён.В счастливые дни молодости он писал темпераментные, полные радостного восприятия жизни картины в тёплых золотистых тонах. Позднее им на смену приходятпроизведения глубокие и серьёзные, нередко рассказывающие о человеческих заботах и страданиях. Этот поворот в творчестве отразил изменения в личной судьбе художника: утрату близких людей, и в их числе горячо любимой жены Саскии, охлаждение заказчиков и бедность. Однако надо признать, что страдания Рембрандта сделали его искусство более мудрым; благодаря собственным страданиям он стал особенно чувствительным к переживаниям других людей. Рембрандт ограничивал свою палитру тёплыми тёмно- коричневыми, золотистыми и насыщенными красными тонами, иногда он добавлял ещё тусклые синие-он создавал в своих картинах богатый  и многообразный мир. Его сила прежде всего в его человечности- будь то мифологические и библейские события или портреты.  Особенно явственно это видно в его автопортретах, которыехудожник писал с молодых лет и до старости. Вершина творчества Рембрандта стала его последняя картина «Возвращение блудного сына». Она хранится ныне в Эрмитаже в Санкт- Петербурге, где находится одна из богатейших коллекций его произведений.

Хотя барокко считают стилем 17 в., оно отчасти затронуло и 18 в., а в накоторых странах даже третью четверть этого века.

 

 

 

 

 

Хостинг от uCoz